В конце октября на реке Хор у Хабаровска
В последних числах октября мы с друзьями поехали на реку Хор. Эта большая река протекает к юго-востоку и югу от Хабаровска и впадает в низовья реки Уссури. Расстояние до реки не слишком большое, чуть больше 200 километров, но ехать пришлось почти пять часов.
По попадавшимся по дороге водоемам можно было заметить, что зима уже не за горами
В районе поселка Сидима мы свернули на старую лесовозную дорогу, по которой до Хора оставалось 75 километров
Многие старые мосты по этой дороге смыты ручьями, поэтому ехать приходилось медленно.
На перевале на высоте около 600 метров над уровнем моря уже лежит снег, который явно не растает до весны
Вообще-то мы планировали рыбачить в этой небольшой речке, но хариуса здесь не оказалось. Оказалось, что рыба уже скатилась и ушла на зимовку в реку Хор.
Заночевали мы на рыболовной базе. Все домики были заняты, но мы поставили палатку с печкой. Печка в это время — не роскошь, а почти необходимость — ночью ожидался мороз.
Утром было холодно, градусов 5 ниже нуля. После длинного, жаркого хабаровского лета даже такой морозец «бодрит».
Мои друзья сразу же занялись ловлей хариуса «на муть»
Ловля «на муть» — традиционный в районе Хабаровска способ ловли в проводку на муху. Рыболов при этом заходит в воду на перекате и топчется по дну, чтобы течение вымывало из-под камней обитающих там личинок. Течение несет эту естественную прикормку, и рыба подходит к источнику корма. Снасть используется самая простая — легкое четырехметровое телескопическое удилище с катушкой, поплавок и грузило. Ниже грузила на поводках разной длины закреплены две утяжеленные мухи. Обычно используются имитации бокоплавов или же личинок веснянок. Хариус и ленок в таких реках как Хор ведут себя осторожно, ведь рыболовов здесь много, а вода осенью прозрачная. Уловистую муху приходится внимательно подбирать по размеру и цвету. Приманка, на которую отлично брало еще вчера, сегодня может вовсе не привлекать рыбу.
Я пробовал ловить «дикую», неприкормленную рыбу, используя классическую нимфу. Конечно, хариусы ловились, но намного реже, чем у моих приятелей.
Чуть раньше по сезону, когда хариус еще кормится с поверхности, нахлыст в наших реках часто дает лучшие результаты по сравнению с проводочной удочкой. Но поздней осенью рыба кормится у дна, и сухие мухи почти не работают. Самым лучшим приемом для ловли нахлыстом будет использование нимфы. Правда, при ее классической подаче количество поклевок в тот день было не слишком большим. Лодки у нас не было, что не позволяло искать настоящие скопления рыбы. А в тех местах, куда удалось дойти от машины пешком, концентрация хариуса на обширных плесах реки Хор была не слишком большой. В такой ситуации, разумеется, самый уловистым способом — ловить «на муть». При этом удается подтянуть к себе рыбу, так что возле рыболова собирается целая стая хариуса, и поклевки нередко бывают прямо под ногами.
Самой уловистой в тот день приманкой была коричневая мокрая муха с ярко-оранжевой вольфрамовой головкой, связанная на крючке 14 номера
Ленок в тот день ловится исключительно мелкий. Эта рыба нередко подходит «на муть» вместе с хариусом и ловится на те же мухи.
Мухи, на которые неплохо ловилось в тот день. Это вовсе не значит, что этого набора будет достаточно для рыбалки в разные сезоны — опытные рыболовы возят с собой по несколько сотен разнообразных приманок буквально всех цветов и оттенков.
Под конец я хочу задать вам загадку: какая птица свила это гнездо? Снимок сделан в дальневосточной тайге, у берега реки Хор.